четверг, 24 апреля 2014 г.

Вопросы и ответы: употребление интоксикантов

Досточтимая Тубтен Чодрон

В: Что бы вы сказали новичку в буддизме, который курит (и курил на протяжении многих лет) марихуану и считает допустимым смешивать это с практикой?

Представляется, что этот человек пока не вполне определился со своей мотивацией в практике. Ему или ей нужно поразмыслить: Стремлюсь ли я к ясности ума? Стремлюсь ли я изменить мои застарелые дурные привычки? Готов(а) ли я начать наблюдать за своей мотивацией и признавать её? Стремлюсь ли я к приятным переживаниям или к подлинному духовному преображению?

В: Что бы вы сказали изучающему Дхарму человеку, который уже какое-то время практикует и продолжает употреблять интоксиканты, хотя объем употребления умерен и не является злоупотреблением?

Мне доводилось видеть несколько примеров людей, которые практиковали Дхарму много лет и продолжали (умеренно) пить или курить марихуану. Опять же, мне представляется, что мотивация этих людей на практику все еще размыта. У них часто есть причины на то, чтобы продолжать принимать интоксиканты: «Если я не буду их принимать, мои коллеги сочтут, что я ханжа» «Друзья чувствуют себя комфортнее, если я присоединяюсь к тому, что они делают». Мне, однако, эти доводы кажутся либо (1) способом избежать признания собственной привязанности к интоксикантам, либо (2) слабым чувством собственных ценностей или желанием заполучить одобрение других, с легкостью ведущими человека к тому, чтобы поддаться давлению окружающих.

Оригинал: Q&A on Taking of Intoxicants | Venerable Thubten Chodron