понедельник, 21 апреля 2014 г.

Завтрак бодхисаттвы - Серия о страхе - 06

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 06 Страх перед принятием решений
Бхикшуни Тубтен Чодрон
25 декабря 2008, Аббатство Шравасти



Страх и сомнения в принятии решений
Я размышляла над еще одним видом страха, который нам иногда присущ – о страхе перед принятием решений или перед тем, чтобы на что-то обязаться. Он проявляется как сильная тревога и очень сильно связан с сомнениями, потому что ум сомневается: «Если я выберу это, выбор может оказаться неправильным; но если я выберу то, тот вариант тоже может быть неправильным. Вот если я останусь здесь и ничего не буду делать, это нормально!». На самом деле это также решение, и ум становится по поводу принятия решения чрезвычайно тревожным и полным страха – ведь что получится, если решение неверное? Мы бы хотели иметь возможность принять решение, какое-то время с ним пожить, затем отмотать в прошлое и вернуться к исходной точке; затем выбрать другой вариант, какое-то время пожить с ним, и снова отмотать к исходной точке; а затем принять решение, зная, что произойдет. К сожалению, жизнь устроена не так.

Использование правильных критериев при принятии решений
Думаю, при принятии решений нам нужно принимать их как можно четче; с намерением относительно того, что позже – если мы выясним, что не это нам следовало бы осуществлять, – мы извлечем из этого урок. В этом случае решение никогда не будет неудачным – ведь коль скоро мы чему-то благодаря чему-либо учимся, это всегда очень продуктивно. Если же мы стоим неизвестно где и в силу страха не принимаем решения, всё в нашей жизни приходит в бардак, правда – потому что мы просто сидим. Принимаешь решение – и спрыгиваешь; но если мы просто сидим, полные страха, полные тревоги, то на самом деле впустую тратим много времени. Поэтому мне кажется, что перед принятием решения хорошо четко поразмыслить и проследить последствия различных решений и использовать для оценки этих последствий правильные критерии.

Обычно наш критерий таков: «Как мне ощутить удовольствие? Как мне стать счастливым/счастливой? Сделает ли это решение меня счастливым/счастливой – при том, что счастье – это приятное чувство в этой жизни, как можно скорее?». Тем не менее, с буддийской точки зрения использование счастья в этой жизни как критерия для принятия крупного решения не всегда мудро. Вы можете заполучить в этой жизни много счастья, а для того, чтобы его обрести – создать огромное количество неблагой кармы; или же можете в конечном итоге обрести много счастья в этой жизни, а затем окажется, что оно не такое хорошее, каким, как вы думали, должно было оказаться; или же достигаете счастья, а затем с ним разлучаетесь – и в этом случае оказываетесь в крупных неприятностях. Меж тем, если мы принимаем решения на основе критериев о том, что будет наилучшим в долгосрочной перспективе – принимая в расчет свои будущие жизни, принимая в расчет причины освобождения и просветления – и принимаем решения на основе этого, решения окажутся мудрее. Даже если мы и столкнемся с определенными кочками на пути, то не будем столь сильно по поводу них беспокоиться, потому что целью нашей были не испытываемые нами приятные чувства в этой жизни, а нечто за их пределами. Понимаете, что я имею в виду? Например, если вы говорите: «Что полезно для следующей жизни, для освобождения, для просветления?»; а затем говорите – а это, кстати, факторы из медитации на назначении драгоценной человеческой жизни – «Что ж, важно нравственное поведение – так какое решение поможет мне лучше соблюдать нравственное поведение? Важно развитие бодхичитты – так какое решение поможет в развитии бодхичитты? Какое решение воспрепятствует развитию бодхичитты?». Если вы хотите иметь регулярную практику - «Какое решение поддержит меня в осуществлении регулярной ежедневной практики? Какое решение могло бы этому воспрепятствовать?».

Итак, вы используете подобные критерии в качестве поддержки при принятии решений, и тогда вам нет нужды ощущать по поводу принятия плохого решения страх или тревогу. Используя хорошие критерии, вы все тщательно продумали – и даже если в конечном итоге вы выясняете. «Что ж.. получается, что это решение, возможно, было не самым полезным… все равно сложно поддерживать регулярную ежедневную практику!», в вашей жизни все равно нет сожаления. Вы просто видите: «На том уровне, на котором я находился/находилась, я принял(а) наилучшее возможное для меня решение; теперь же мне нужно всё как-то видоизменить». Таким образом, нам нужно размышлять и принимать четкие решения. Если в силу страха мы просто стоим на заборе, то и кончим как индейки, стоящие на заборе – вплоть до Дня Благодарения! Помните, в конце прошлогоднего ретрита у нас была пародийная сценка про индеек? Это было на прошлогоднем ретрите? Может, вам повезет и состоится повторный показ. Это отличная пародия, – если вам доведется ее увидеть, – но я клоню вот к чему: вместо того, чтобы пребывать в тревоге и страхе, ясно обо всем подумайте и затем примите решение. Продвигайтесь и учитесь у любых принятых решений, потому что тогда мы не сталкиваемся с сожалением.