пятница, 18 апреля 2014 г.

Завтрак Бодхисаттвы - Серия о страхе - 05

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 05 Страх перед утратой нашей самости
Бхикшуни Тубтен Чодрон
24 декабря 2008
Аббатство Шравасти
Аудио-файл: BBC 12-24-08 [Fear] 05 Fear of Losing Our Identity
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=jruTweY3zgQ




Как мы создаем свою идентичность
Продолжим обсуждать страх. Мне пришло на ум, что мы также боимся утратить свою идентичность – это, вероятно, один из наших самых больших страхов. Именно это подпитывает наш страх смерти – но даже при жизни мы очень тяжело трудимся, чтобы создать самость. Мы прилагаем к себе всевозможные ярлыки: нашу национальность, нашу религию, наш пол, нашу расу – все эти разнообразные вещи. Мы создаем из них идентичность, а затем чувствуем себя в ловушке этой идентичности. Мы, однако, также боимся от нее отказаться – ведь кем мы тогда окажемся? Интересно понаблюдать за тем, как мы создаем свою самость. Мы в значительной степени делаем это с помощью слов, но сейчас вы в ретрите и не разговариваете, так что особой возможности создавать свою идентичность с помощью слов нет. И все же очень интересно – если взглянуть на комнату каждого, все с помощью наличествующего имущества создали некую самость: с помощью числа вещей, расположения вещей, того, смеют ли другие люди их касаться или нет, и того, от чего мы готовы или не готовы отказаться. Мы создаем собственные маленькие империи, и они становятся нашей самостью.

Вы слышали, как я говорила о зале для медитации, где у всех свое маленькое сидение со всем их имуществом, любимыми цветами и вещами, которые вызывают чувство уюта. Затем мы поставили эксперимент и заставили всех поменяться местами. Люди паниковали: «Это сидение неудобное; мне не нравится подстилка», и так далее. Наши комнаты – это действительно нечто. Мы об этом особо не думаем и говорим: «Ну… А, это просто вещи, которые мне нравится иметь под рукой». Но если приглядеться, на этом очень сильно завязана наша идентичность. Нам нравится конкретное покрывало на нашей кровати. Я всегда кое-кого по этому поводу дразню – по поводу того, на что она наступает, когда утром вылазит из кровати; как если бы эта была некая особая вещь.

Наши книги расставлены определенным образом. На самом деле у нас в Аббатстве есть правило относительного того, что постоянные жители в своих комнатах могут хранить всего несколько книг, максимум одну полку. У некоторых людей много полок; кому нужны правила Аббатства, они неважны – множество полных книг полок и никому нельзя их трогать. «Это моя собственность, моя идентичность». Далее идет то, как мы расставляем мебель, и то, как её обустраиваем; наш алтарь, какие изображения мы помещаем на свой алтарь, и то, сколько у нас алтарей. Предпринимаем ли мы усилия, чтобы совершить на алтаре подношения? Когда мы проходим мимо алтаря и проводим по нему пальцем, обнаруживается ли грязь? Это очень интересно, потому что всё это мы используем для создания своей идентичности – и иногда действительно присутствует страх по поводу отказа от этого, в духе: «Кем же я тогда буду?».
Если вы отправитесь в китайские монастыре, там это обстоит невероятно интересно. Вы приходите в комнату для обучающихся монахинь, и это общежитие, то есть восемь-десять кроватей. Каждая из них выглядит точно так же, как и остальные. Каждое стеганое одеяло в точности одинаковое и свернуто в точности одинаковым образом. Ни у кого нет собственных алтарей. Личные книги и одежда каждой складываются в определенный шкафчик, и шкафчики у всех в точности одинаковые, одинакового размера, с одинаковыми дверцами. Знаете, это невероятно. Мы бы психанули.

Отпустить часть своей самости
Думаю, ретритный период – это очень хорошая возможность, потому что если вы пытаетесь порождать себя как Манджушри, для того, чтобы быть Манджушри, вам как бы нужно отказаться от части своей империи, потому что Манджушри не волочет с собой всё это барахло. Это очень хорошая возможность попытаться отказаться от части нашей идентичности, изменив то, что нам принадлежит, отдав что-то другим – даже, знаете ли, заведя полотенце другого цвета. Сколькие из нас смотрят на полотенца, которые мы берем в ванной, и выбирают конкретный цвет или конкретную фактуру полотенца? Привязаться мы можем к чему угодно! Ретрит – это очень хорошая возможность попросту отделаться от некоторых из этих вещей и действительно увидеть: «Вызывает ли отказ от моей империи у меня страдания? Страдаю ли я от того, что становлюсь как все?». Таков один из аспектов ношения одеяний и наличия одинаковой прически. Всё как у всех – но если вы приедете в Дхарамсалу, то настоящим символом вашего как монаха или монахини статуса будет то, какие вы носите башмаки, и какая у вас сумка. Эти вещи у всех разные. В китайской системе у всех даже башмаки одинаковые; есть три вида башмаков.

Это очень интересный эксперимент для того, чтобы увидеть, в чем наш зацепки и то, как мы боимся отказаться от определенных вещей. Просто понемногу пробуйте и смотрите, что произойдет. Знаю, что когда я впервые посетила свой курс по Дхарме, то, вернувшись домой, устроила невероятную уборку квартиры, в которой жила. Я чувствовала, что Дхарма словно бы вычищала многие из моих мысленных паутинок. Разумеется, это отражается и в нашей физической ситуации. Я очень многое вычистила; отдала другим некоторые из вещей своего мужа. Он был не особо мной доволен, но я почувствовала себя гораздо лучше. По крайней, я очень многое раздала из числа своих вещей. Это действительно помогло изменить ум – в том смысле, что уменьшило мою склонностью создавать идентичность с помощью своего имущества и того, как я его располагаю. Так что это может интересно, понимаете? Поменяйте что-нибудь! Отдайте что-нибудь, поменяйтесь чем-нибудь с кем-нибудь другим или отдайте что-нибудь на благотворительность и посмотрите, посмотрите что произойдет. Посмотрите, освободит ли это вас – или ваш ум завопит: «Моя бутылка для воды, моя бутылка для воды! Мне нужна моя бутылка для воды!».

Некоторые из вас не смеются; мы видим, что это нечто серьезное. Однако попытайтесь, особенно по ходу ретрита, отказаться от части этой идентичности. Не бойтесь этого.