вторник, 31 декабря 2013 г.

Сострадание как противоядие от депрессии

Досточтимая Тубтен Чодрон


У разных видов депрессии – различные причины. В зависимости от этих причин и силы депрессии, зарождение сострадания может помочь нам в большей или меньшей степени. Приведенные ниже рекомендации подходят тем, кто страдает от мягкой депрессии. Человеку, страдающему от клинической депрессии или депрессии, вызванной химическим дисбалансом в мозгу, будут необходимы иные виды лечения.

Как и в случае с низкой самооценкой, когда мы страдаем от депрессии, ум склонен в негативном и нереалистичном ключе сосредотачиваться на МНЕ – хотя жизнь не ограничивается МНОЙ, пребывающему в депрессии уму кажется именно так: "Меня невозможно полюбить", "Я безнадежен/безнадежна", "Я ничего толком не могу сделать". Хотя депрессия может казаться чувством, если мы приглядимся поближе, оказывается, что часто его провоцирует череда мыслей с критикой в наш собственный адрес. Мы теряем силы, впадаем в депрессию, а затем, в дополнение ко всему тому, часто на себя за депрессию еще и сердимся!

Исследования показали, что люди, которые заботятся о ком-то или чем-то вовне, имеют больше жизненных сил и меньше склонны страдать от депрессии. К примеру, пожилые люди, которые заботятся от домашних растениях, счастливее тех, которые этого не делают. Забота о растениях или питомцах поднимает нам настроение, потому что мы думаем: "Нечто иное живое  от меня зависит. Я полезен/полезна и необходим(а), потому что действия мои хорошо сказываются на моей среде и тех, кто в ней обитает. Моя жизнь обладает смыслом и назначением: я могу защищать и поощрять жизнь". Подобным образом было выяснено, что люди, у которых есть питомцы, меньше страдают от связанного с депрессией одиночества. Их домашние животные зависят от них и выражают по отношению к ним любовь. Сложно сопротивляться нежность щеночка или котенка.

Одна из вещей, которые мы, пребывая в депресии, желаем меньше всего – помогать кому-то иному. У нас попросту нет ни сил, ни склонности. Вместо того мы предпочли бы быть объектом сочувствия других – или же просто остаться в одиночестве. Если, однако, мы желаем выбраться из депрессии, нам нужно расширять свой умственный горизонт, занимаясь вещами, которые побуждают нас чувствовать по отношению к другим нежность и заботу. Эти эмоции, в свою очередь, помогут нам в том, чтобы хорошо относиться к себе.

Депрессия и общее чувство потерянности, которые я переживала в университете в значительной степени ослабли, когда я начала заниматься волонтерской работой в местном сообществе и начала учить чтению маленькую девочку. Моя подруга по-настоящему расцвела, когда стала участвовать в работе с тюрьмами, которая ведется в Аббатстве Шравасти. Другая подруга, Сара, завела маленькую собачку прямо перед тем, как у нее был диагностирован рак груди. Эта собачка сидела у нее на колене по ходу химиотерапии и повсюду за ней следовала. Сара, в свою очередь, заботилась о собачке с огромной нежностью. Уверена, что любовь, соединявшая мою подругу и эту собачку, выступила в качестве важного фактора в её выздоровлении. Когда мы имеем эмоциональную связь с другими и активно что-то для них делаем, то чувствуем себя лучше. В целом, наше состояние ума улучшается, когда мы протягиваем руку другим.

Размышление: установление напитывающих отношений
Хотели бы вы иметь отношения заботы с другим человеком, с животным или хотя бы с растением? Подумайте, что бы вы могли ради этого предпринять – например, вы можете стать волонтером в школе, в учреждении, работающем с незащищенными слоями населения или в приюте для животных; поиск в интернете быстро позволит найти возможности волонтерства в вашей местности. Если это соответствует вашему образу жизни и желаниям, вы могли бы завести питомца, заботиться о пожилых соседе или соседке, или тренировать спортивную команду в местной школе. Вы могли бы завести домашнее растение или посадить сад. Помещайте себя в ситуации, в которых у вас есть возможность заботиться, по-настоящему установить связь со своей заботливой частью, которая радуется тому, что помогает другим.

Оригинал: Compassion as an Antidote to Depression | Venerable Thubten Chodron